engurevich (engurevich) wrote,
engurevich
engurevich

Categories:

Занимательное про меланхолию

Я пишу о меланхолии, дабы избежать меланхолии.
                                                                      Роберт Бёртон

Русское выражение «черная меланхолия» - это тавтология, поскольку греческое melan и так означает «черная»; melan chole - «черная желчь». Она, согласно учению Гиппократа (ок. 460 – ок. 377 до н.э.), самая зловредная из четырех жидкостей, составляющих основу человеческого организма (три других: кровь, желтая желчь и слизь).
Кстати, свою гуморальную теорию Гиппократ создал, основываясь на философии Эмпедокла (ок. 484—424 до н. э.), который утверждал, что Вселенная состоит из четырех основных элементов (земля, воздух, огонь, вода) «и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов» («Психологическая энциклопедия»).
В свою очередь, теория Гиппократа послужила отправным пунктом для учения о четырех типах темпераментов (латинское temperamentum от tempero — мешать), созданного римским врачом Галеном (ок. 130 — ок. 200). Гален логично решил, что преобладание той или иной жидкости влияет не только на физиологическое состояние, но определяет натуру в целом. Таким образом, тот, в чьем организме черной желчи больше, - меланхолик (а у кого больше слизи — флегматик).
темпераменты

Поскольку черная желчь, как мы уже сказали, самая паршивая жидкость, термином «меланхолия» уже двадцать пять веков назад обозначали болезнь. «Меланхолия» царила безраздельно вплоть до начала XVII века, когда доктор Смол ввел в обиход понятие «сплин» (по-английски spleen — селезенка; Смол утверждал, что тоска и страх живут именно в этом органе). Небольшую конкуренцию ему составила «ностальгия» (по-гречески nostos — возвращение, algos — боль, страдание) от швейцарского доктора Иоганна Хоффера, который в 1611 году обнародовал свою диссертацию, где объяснял дезертирство солдат меланхолией, образующейся от тоски по родине. И хотя «сплин», по выражению доктора Яна Митарски, сделал большую карьеру в художественной литературе и в повседневном языке, да и про «ностальгию» мы по-сейчас распеваем песни, оттеснить «меланхолию» они не смогли. Лишь «депрессии» в ХХ веке это удалось. Да здравствует, ура. Сегодняшние меланхолики — это всего лишь меланхолики, и у них есть небольшой шанс оставаться в рамках темперамента, не переступая границу в ту сторону, где начинается диагноз.
меланхолик

А до диагноза-то рукой подать. Аретей Каппадокийский (конец I — начало II вв.) определял меланхолию как «угнетенное состояние души, сосредоточившееся на какой-либо мысли». Сел, задумался и — готово, можно звать доктора. Тем более, что печальные мысли меланхолику приходят в голову, по точному наблюдению того же Аретея, без всяких внешних причин. Нет, конечно, имея конкретный повод, меланхолик печалится так же охотно, но повод — далеко не главное и вообще не обязательное условие. Данное обстоятельство долго сбивало врачей (и не только их) с толку. Должна же быть причина, думали многие. Цицерон (106-43 до н.э.) объяснял возникновение меланхолии мыслями о зле. Дескать, подумал о «великом зле» и расстроился. Подумал еще — усугубил... Анатом Герофил (ок. 335 – ок. 280 до н. э) в качестве катализатора болезни упоминает любовь. Пессимизм считал причиной развития меланхолии Константин Африканский (ок. 1015—1087). Но что служит причиной пессимизма? Не иначе, как пары черной желчи застят мозг. Томас Коган в 1584 году опубликовал мнение, что меланхолия делается от занятий наукой. А несколько раньше святая Тереза (1515—1582) заявила: во всем виноват Сатана; впрочем, люди сами постоянно дают ему поводы, ибо ведут себя распущено и своевольно. Томас Виллизий (1621—1675) искал причину в мозге и в нервных каналах. Он придумал некие аномальные «вздохи», благодаря которым человек движется и обладает чувственным восприятием. Если человек таких «вздохов» не делает или они получаются «загрязненными», развивается меланхолия.
меланхолия2

Впрочем, нет худа без добра. Со времен Аристотеля (384 — 322 до н. э.) меланхолия считалась спутницей гениальности. Сенека так и сказал: нет выдающегося ума без примеси безумия («Nullum magnum ingenium sine mixtra dementiae»). Ну в самом деле, как поэт, или художник, или философ — так обязательно меланхолик, в той или иной степени. Руф Эфесский (между I и II вв.) в описании предболезненного состояния меланхолика особо подчеркивает наличие у него артистических способностей. Агриппа Ноттингемский (1486–1535) в своей «Оккультной философии» утверждает, что именно благодаря «меланхолическому безумию» творят художники и архитекторы. Ему предшествовал Марселино Фичино (1433-1499), ментор Академии Козимо Медичи во Флоренции, он прямо ставил степень гениальности любой творческой личности в зависимость от степени меланхолии. Ну действительно, какие там хиханьки, если речь идет о шедевре?
дюрер

Но вот какая штука: пусть все гении были меланхоликами, однако не все меланхолики оказывались гениями. И если к меланхолии Геракла, Сократа, Микеланджело, Рафаэля и прочих Гамлетов относились не без почтения (Геракл — поди-ка полечи его, ага!), то простых смертных пытались лечить. В Древнем Риме — кровопусканием или рвотными средствами параллельно с приятной беседой; хорошим лекарством считалось также лишение сна и развлечения. Корнелий Цельс (27 г. до н. э.—14 г. н. э.), впрочем, был противником увеселений. Он считал, что выгнать из меланхолика дурь можно только хорошенько напугав его. Цельс является родоначальником «шоковой терапии», широко применявшейся в психиатрии до 19 века включительно. В средневековой Европе лечили водой; больного с головой погружали в воду (непременно холодную!), неспешно читая молитву; когда молитва заканчивалась, он уже начинал задыхаться, но еще не тонул. Позднее методику изменили: меланхолика привязывали в ванной, а холодную воду лили ему на голову (в зависимости от степени болезни, от 10 до 50 ведер). Арнольд де-Вильнев (1240—1313) настойчиво рекомендовал трепанацию черепа.
трепанация 1525

Гуманно относились к меланхоликам арабы: они пользовались рекомендациями доктора Маймонда (1135—1204), который советовал в качестве лечебных процедур музыку, ароматерапию и другие развлечения. Кстати, идею больниц для душевнобольных европейцы почерпнули именно у арабов (во время крестовых походов). Идею музыкотерапии они восприняли тоже, поэтому на средневековых гравюрах, изображающих процесс лечения, бичевание перемежается концертами. Еще кстати: музыкотерапию изобрели не арабы, а Пифагор Самосский (570-500 г. до н.э.) - он первым предложил в часы тоски душевной слушать гимны Гесиода.
брейгель

В России вплоть до 19 века меланхоликам предлагали всяческие вытягивающие лекарства: рвотные (винный камень, белена, сладкая ртуть), пиявки (прикладывать к заднему проходу), нарывные пластыри. А мази Вишневского и «ихтиолки» тогда еще не было.

Не обходилось без печальных курьезов. В Германии в 18 веке больного пытались избавить от душевной тяжести, привязывая к вращающимся предметам (колесу, специальному стулу) — и крутили, надеясь, что центробежная сила победит скорбь.
хирург

Но рано или поздно, грянул все-таки век ХХ, а с ним, пусть не сразу и не до конца, психотерапия, психоанализ и барбитураты. ХХ век установил, что неприемлемо лечить меланхолию кокаином и канабисом. ХХ век вообще положил конец меланхолии как психическому заболеванию, введя в обиход термин «депрессия». Но профессор Фрейд (1856-1939) еще имел дело с меланхолией и был озабочен тем, чтобы дистанцировать ее от печали:
Меланхолия в психическом отношении отличается глубокой страдальческой удрученностью, исчезновением интереса к внешнему миру, потерей способности любить, задержкой всякой деятельности и понижением самочувствия, выражающимся в упреках и оскорблениях по собственному адресу и нарастающим до бреда ожидания наказания.

Пользуя меланхоликов, он делает замечательные наблюдения. Профессор обнаружил, что рассказывая о себе гадости, представляя себя человеком никчемным и негодным (и от того впадая в дикую тоску), меланхолик в действительности считает таковым не себя, а окружающих:
Их жалобы представляют из себя обвинения (Anklagen) в прежнем смысле этого слова, они не стыдятся и не скрываются, потому что все то унизительное, что они о себе говорят, говорится о других; они далеки от того, чтобы проявить по отношению к окружающим покорность и смирение, которые соответствовали бы таким недостойным лицам, как они сами; они, наоборот, в высшей степени сварливы, всегда как бы обижены, как будто по отношению к ним сделана большая несправедливость.

Осмысляя слова профессора, можно, пожалуй, утверждать, что причиною меланхолии является, действительно (как и считал Герофил), любовь. Негасимая, всепрощающая и всё озаряющая любовь к себе. Себялюбие. Эгоизм. Эгоцентризм. Вечное «я-мне-мое». А поскольку человеческое общество не намерено комплексно и последовательно формировать и проводить мероприятия по устранению данной причины, меланхолия, она же сплин, она же ностальгия, она же депрессия будет пожирать все новые души, пока не съест, наконец, все.
ван гог горюющий старик

Литература:
А. Кемпинский «Меланхолия»
З. Фрейд «Меланхолия и печаль»
«Психологическая энциклопедия»
«Меланхолия», безымянная статья с сайта dejavu.ru
Tags: оказывается
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Американская история ужасов", 10 сезон

    Н-да, бывали у них провальные сезоны, но так глубоко еще не проваливались. Начинается тем, что писатель-сценарист с семьей едет на зиму творить в…

  • Понравилось

    в (какой-то) рецензии на (какую-то) книжку: "В книге два мира, оба вымышленные".

  • Листая ленту

    ...полюбовалась сперва фотографией Это работа rpstudio, которого я всячески рекомендую - мне посчастливилось найти его в комментариях…

Comments for this post were disabled by the author