engurevich (engurevich) wrote,
engurevich
engurevich

Category:

Минеи Четьи, на 17 января

В житии Антония Великого приводится характеристический рассказ. Однажды, говорит сказание, два диавола разговорились между собою о том, возможно ли для них примирение с Богом, если бы они раскаялись. Один из них, по имени Зерефор, решился пойти спросить об этом Антония. Он пришел к нему в виде человека и с плачем о грехах своих просил помолиться и узнать, возможно ли для него спасение. «Я, — сказал он, — мне кажется, по грехам своим не человек, а бес. Если Бог прощает бесов, то может и меня простить, а если бесов не прощают, то и мне нет спасения». Антоний помолился и получил от ангела ответ, что Зерефор — не человек, а действительно бес и никак не захочет раскаяться, но если бы он раскаялся, то получил бы прощение. Для этого пусть Зерефор три года молится, говоря: «Боже, помилуй меня, древнюю злобу, Боже, спаси меня, помраченную ложь (прелесть), Боже, помилуй меня, мерзость запустения». Если Зерефор исполнит это покаяние, то будет прощен и восстановлен в своем ангельском чине. Но когда Антоний передал ему эти условия, Зерефор громко захохотал и сказал: «Монах, да если бы я захотел назвать себя древней злобой, и мерзостью запустения, и помраченной прелестью, то сделал бы это с самого начала. Теперь ли я назову себя древним злом? Не будет этого. Я и теперь дивен в славе своей, и все со страхом повинуются мне. Так стану ли я называть сам себя мерзостью запустения или помраченной прелестью? Ни в каком случае, монах, я еще обладаю грешниками, и меня любят, я живу в сердце их, и они все делают по моей воле. И я из-за покаяния сделаю ли себя рабом ничтожным? Нет, злой старик, нет, не будет того, чтобы я, покинув все свои почести, поставил сам себя в такое бесчестие». И, сказав это, диавол с громким криком исчез.

Осмысливая схему развития язычества от профессора Введенского (политеизм-олпантеизм-атеизм), Тихомиров дополняет ее еще двумя ступенями: человекобожие и сатанобожие. Если коротко, то в поисках обратного пути к Богу Создателю и Промыслителю, человек, постигая общие процессы, сперва делает вывод о существовании множества богов; дальнейшая работа приводит к заключению о едином духе, но разлитом повсюду - все есть бог; а следующий этап исключает божественный элемент, оставляя вселенную самоуправной. Атеизм же, продолжает Тихомиров, также подвержен кризису, и на место безбожия заступает человекобожие: пожив какое-то время в понимании отсутствия Бога, человек начинает переоценивать собственные силы и возможности. Сюда, на подготовленную почву, и придет "величайший посвященный", и "в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога", и наступит время сатанобожия, ибо только сатане, поощряющему человеческое своеволие, захочет поклониться закосневший в гордыне человек.
Tags: сокровенное, читаю Тихомирова
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Внезапно

    Последнее время снятся только архитекторы да Тихомиров. Сегодня всю ночь реконструировали дом, вплоть до газона. Третьего дня видела, как…

  • Осенние утренники

    Осень. Время бессонницы. Проснулась нынче в четыре. Вставать не стала, а лежала и думала - о современной (русской) литературе. Ну а о чем еще-то? Не…

  • Перелом

    Уже несколько лет внутри меня кипит работа по обретению личностных границ и установлению в них моего собственного самоуправления. Видима, работа…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments