engurevich (engurevich) wrote,
engurevich
engurevich

Category:

Этапы большого пути

После того, как я прочла "Мифологическую энциклопедию" и "Историю веры и религиозных идей" Элиаде, история человечества представилась мне дорогой богопознания. В смутных образах виделось, как тысячелетиями люди кружили в поиске, постепенно совершенствуя свое понимание и приближаясь к открытию образа Бога-творца; как через анимизм и пантеизм на ощупь пробирались они (мы) к наивысшей точке развития религиозной идеи, и из разлитого в природе некоего духа выкристаллизовывался личностный Бог. Но все эти умопостроения висели в воздухе, не имея ни основания, ни ясной конечной цели, поскольку Бог в них был лишь существующим где-то отдельно объектом познания, к которому человека страстно тянет, но который безответен. Моего слабого умишка не хватило для того, чтобы сложить два и два. Мне не хватило сообразительности включить Бога в свою схему о Боге.
К счастью, Лев Александрович Тихомиров сто лет назад написал книгу "Религиозно-философские основы истории", и я теперь с большим увлечением ее читаю, - в ней просто и ясно нашлось и основание, и цель. По той дороге, что мне представлялась, человечество не столько шло к Богу, сколько уходило, а Он направлял и продолжает направлять, точно зная, что в конце пути.
Когда дураку показывают на небо, дурак смотрит на палец - это я. У меня священные тексты выстроились в хронологическом порядке - в том порядке, как их принято упоминать в истории: сперва шумеро-аккадские, потом остальные, таким образом Библия как бы не первая, и библейский Бог в моей забитой всякой ерундой голове стоял как бы в ряду других - при этом и особняком, я-то же и тогда сознавала себя христианкой. Это порождало дискомфорт неясности: вот вроде все понятно, но что-то не так. Оказалось, что учитывать надо не год издания, а содержание! А в первых главах Бытия все четко и доходчиво описано, что оно было, в начале.
И так, был человек с Богом и отпал от него, соблазненный Сатаной. Оказавшись на земле, пишет Моисей, люди рьяно предались телесной жизни, что не могло не сказаться на здоровье): посмотрите, как уменьшалась продолжительность жизни патриархов - с почти тысячи лет до ста. И так же уменьшалась память человеческая о Боге, и она делалась все меньше и меньше, пока не осталась лишь далеким-далеким отголоском. Но у человека всегда оставалось кое-что, заставлявшее его искать Бога, - это человеческое сознание, которое онтологически связано с Божественным. Вообще, по Тихомирову, наличие у человека сознания, воли, личности и является непреложным доказательством существования Бога.
Испытывая постоянную тягу к источнику, куда дорога позабыта и заросла, человечество пребывало в поисках и, конечно, находило. Однако из всех откровений, так называемых, Тихомиров истинным называет только одно - моисеево-христианское. Он аргументирует свою позицию. Только моисеево-христианское Откровение, говорит он, сообщает нечто такое, до чего действительно не мог сам человек додуматься: идея создания чего-то на месте ничего. Разбирая другие откровения, Тихомиров указывает на явную работу человеческого ума, которому известно (и понятно) лишь порождение одного из другого. Кстати, и тот факт, что индусы сосчитали вечность, по Тихомирову, указывает на человеческое происхождение их откровения... Книга - просто кладезь мыслей, изложенных столь последовательно, столь стройно, что время за чтением проходит незаметно, и лишь удивляешься потом, что за два часа прочла лишь двадцать страниц, хотя в этом ничего удивительного нет - чуть не каждый абзац побуждает к собственным размышлениям.
В общем, теперь у меня законченная картина и ясный взгляд на мир, теоретические противоречия сняты и преодолены, но сколько же еще всего впереди.
Tags: Жизнь и Литература, сокровенное, читаю Тихомирова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments