engurevich (engurevich) wrote,
engurevich
engurevich

Categories:

...and a hard battle we had, but we conquered at last (c)

Длинный роман - долгая история. В романе "Тайны замка Удольфо" тысяча страниц. Я читала их почти полтора года. Так что сейчас будет лонг-лонг-лонграйт.

Во первых строках заявляю, что никогда в жизни не стала бы я читать этот роман на русском. Потому что там так. Полторы страницы ландшафтных красот - герои куда-нить сходили сюжетно. Еще пару страниц пейзажа - кто-то приехал в гости. Еще полстраницы - померла мама главной героини. Три главы переживаний на фоне прекрасной природы - поехали путешествовать. Не прошло и ста страниц, замаячил в потемках какой-то замок. Ура, подумала я, да начнутся тайны уже! и бодро заскакала по тексту... Фиг! ночуют у какого-то гостеприимного крестьянина (venerable), слушают его вздор, любуются видом из окна, утирают слезы умиления, нежности и меланхолии.
Ассортимент слез у них очень богатый, и это вам не бабские причуды, а примета времени, - XVIII век (а "Удольфские тайны" написаны в 1793) вошел в историю европейской культуры как век сентиментального романа (Руссо, Стерн, все дела). Любоваться пейзажами и чувствовать чувства было таким же признаком высокоорганизованной и духовной личности, как сегодня писать в фейсбук и состоять в политической оппозиции.
Я не люблю сентиментальный роман за бедную простоту фабулы и мыслей. Но именно эти качества позволили мне с легкостью читать роман Радклиф в оригинале: можно пропускать половину слов и все равно не терять нить повествования.

Чтение оригинала волшебным образом превратило скукотищу-скукоту в интересное занятие, потому что оригинал - он, как музей, только лучше, поскольку несет в себе и является по сути тем, что любой музей лишь пытается воссоздать. Читать его было точно ходить по древнему замку с его древними обитателями, каким-то образом существующими прямо сейчас, в наши дни. Это впечатление, пожалуй, живее всего напоминает сказку Гауфа о Летучем голландце: одна и та же история разыгрывается на нем из ночи в ночь, из века в век, лишь снаружи меняется время, и вместо средневекового камзола на новом зрителе джинсовый пиджак.

"Тайны замка Удольфо" во всех аннотациях называют "романом ужасов", "мистическим" и "готическим". Я, собственно, на это и повелась. Оказалось, он готический, как "Дон Кихот" - рыцарский. Радклиф построила Удольфский замок на фундаменте замка Отранто, но после того, как этот последний до основания снесла. Ну, еще бы: XVIII век - Век Просвещения. Поэтому все загадочное в итоге разгадывается. В комнатах, где, все думали, обитает привидение, орудовали, выясняется, пираты-контрабандисты. Потусторонний голос был голосом человека, обнаружившего в замке особую комнату. И в таинственном пении на поверку не оказывается ничего таинственного. Просто надо не спешить с выводами, подождать. Страниц пятьдесят-сто, иногда и пятьсот. Пятьсот страниц я томилась неведением, что за портрет такой страшный под вуалью (черной, ага!) увидела главная героиня, Эмилия, что от ужаса упала в обморок и потом ни словом не обмолвилась никому о происшествии? Только в самом конце романа Радклиф снизошла рассказать. Вообще, хочется оставить ей респект - дурит она нашего брата замечательно, причем совершенно безыскусно. Сидит Эмилия в темной комнате, думает о прошлом, по обыкновению плачет. Сумрак сгущается, сгущается, то половица скрипнет, то полог шелохнется, то неясная тень промелькнет за окном, - вот-вот будет скример... а фиг! Эмилия стряхивает наваждение и уходит, посмеиваясь над своим (а заодно и читательским) superstition.
Сами разгадки в высшей степени недостоверны, но это ничего - зато призраков не существует!

В Век Просвещения и сентиментальности человеческая личность, ее цельность, нравственность, вопросы воспитания вызывали живой интерес. Воспитанию придавали решающее значение в формировании человека.
Вот, к примеру, отчего печально закончила свою биографию леди Лаурентини, хозяйка Удольфского замка? Оттого, что родители плохо ее воспитали. Не приучили усмирять страсти и руководствоваться рассудком.
А главную героиню, Эмилию, воспитывали правильно, и она выросла незыблемой в своем целомудрии и прочих ценных качествах.
Отдав сердце одному малознакомому юноше, она в разлуке с ним ни разу не соблазнилась ни блестящим венецианским графом, ни другим преданным обожателем, спасшим ее из рук злодея. Пережив тучу волнительных происшествий, и даже кораблекрушение, героиня, все это время жившая надеждой на встречу с возлюбленным, встретившись наконец, узнает, что пока она там падала в обморок по разным случаям, нареченный-то в Париже пил и дрался проигрался в хлам, а из долговой тюрьмы его увозила местная кокотка - люди видели! Современная девица только плечами пожмет, а у Эмилии словно отрезало. Убивается, конечно, но как по покойнику. Сия подкупающая целостность заворожила хлеще любой тайны, и было доподлинно любопытно, неужто так и отринет Эмилия Воланкура, тем более, что другой обожатель, тоже всяко достойный, кружит возле. Но Воланкур был воспитан правильно, поэтому история о его недостойном поведении оказалась лишь сплетней и домыслом. Поженились они и стали процветать в трех свалившихся Эмилии в наследство имениях. Вот что значит правильное воспитание!

Помимо того, что роман озвучивает все главные идеи века, он еще и источник занятных бытовых подробностей. Так, узнаешь, что во Франции в конце XVIII века овцы стоили жутко дорого. Или же путешествия обходились в сущие гроши. Судите сами.
Герои, путешествуя, забрели к черту на рога, а там пастушья хижина и пастушка рыдает: у них овца пропала, и теперь пастуха-мужа прогонят, и они все умрут. Главный герой хочет помочь, очень хочет, но впадает в благочестивые размышления: тварь ли я дрожащая или право имею если спасти пастушью семью от голодной смерти, выдав им стоимость овцы, то ведь тогда не останется денег на путешествие... На его счастье, с ним там был еще один дурачок, молодой, порывистый, не побитый жизнью (Воланкур), и вместо главного героя он отдал пастуху свое последнее, позволив таким образом ГГ продолжать поездку.
Вообще, планировать и совершать путешествие в конце XVIII века - то еще предприятие, привет нынешним тревэл-блогерам. Главный герой с дочерью тащатся в экипажике в Русильон (по дороге наслаждаясь пейзажами, ага) и никак у них не получается, чтобы нормально засветло добраться до населенного пункта. Все время темнота внезапно застает их в дороге, а они уже совсем без сил и почти при смерти, а надо ногами тащиться куда-нить на гору, они тащатся, а по дороге - наслаждаются видами, что же еще!

И кого же я теперь буду по-английски читать??
Tags: литература, читаю Радклиф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments