engurevich (engurevich) wrote,
engurevich
engurevich

Category:

Спектакль "Сатирикона" "Ричард Третий"

...посмотрела еще 1-го числа, но до сих пор не отпускает.
Я раньше не смотрела и не читала этой пьесы, так что впечатление девственное.
"Сатирикон" Шекспира слегка подправил, о чем сразу предупредил в титрах: "ПО пьесе Шекспира". Но впечатление от постановки такое мощное, что я пока и помыслить не могу о том, чтобы смотреть какую-то академическую версию.
Главным образом, это из-за Константина Аркадьевича. Я не верю, что кто-то еще способен с подобной силой и убедительностью воплотить сей гигантский образ. Вероятно, Евгений Лебедев мог бы...
Дело в том, что текст Шекспира не самостоятелен. Логика высказываний может стать совершенно неочевидной, если она не подкреплена силой актерской исполнения. В "Ричарде Третьем" все настолько за гранью среднечеловеческого понимания, что непросто добиться реакции "верю!". А когда все становится предметом допущения, произведение в целом теряет смысл.
Особенно это касается сцен с леди Анной (в начале) и королевой Елизаветой (ближе к концу). К первой он, убивший ее отца и мужа, сватается. У второй, убив двух ее сыновей, просит руки дочери. Начиная с понятной нам реакции ужаса и омерзения, они оказываются не в силах противостоять харизматическому цунами Ричарда. Может быть, таково лично мое восприятие и объективно все не так уж совершенно, но я бы не устояла тоже перед этой горбатой, сухорукой, колченогой неудержимой страстью в исполнении Райкина.

В образе Ричарда он демонстрирует изумительное богатство и филигранность актерской техники: сквозь величие проглядывает безумие, сквозь устремленность - страх, сквозь жестокость - обреченность, эмоции играют красками и оттенками; столь редкая услада! И пластика. Помимо изображения сухой руки и искривленных ног, роль вообще пластически насыщена (что демонстрирует, в какой отличной физической форме Константин Аркадьевич был десять лет назад, но дело не в этом). Особенно приятно, что движения имеют смысл. Это не какие-то там кувырки Виктюка, призванные создать некую общую будто бы эстетику. Или вот еще вспоминается сцена из "Бумбараша" с Евгением Мироновым, в котором он одновременно поет и курит, превращая песенную сцену в какой-то цирковой аттракцион. У Райкина совсем не то - его пластика не воспринимается как нечто привнесенное, она абсолютно в контексте образа.

Это второй спектакль, который я видела в постановке Бутусова (первый - "Король Лир"). Должна заметить, что мне определенно импонирует его сценография. Удивительно гармоничные получаются произведения. Не раздражает ни переосмысление, ни даже домыслие. Вот, скажем, в "Ричарде". Его убивает никакой не Ричмонд, как у Шекспира. По Бутусову, среди битвы вдруг являются два невинноубиенных принца, продолжающих незаконченную при жизни войну подушками - этими подушками они и забивают Ричарда. На этом все. Финальную сцену, в которой средневековому зрителю разъясняли мораль и историческую правду, здесь опустили. И мне это нравится.
Tags: театр, это здОрово
Subscribe

  • "Увы, не только за окном промчалися года..."

    Оказалась вчера под вечер в городе. На подступах к подземному переходу слышу доносящийся из него характерный гитарный звон. Ого, думаю, прямо как…

  • И Ленин такой молодой...

    Шла очередная серия кино-клюквы под названием "Анна-детектив", в блюде накрошено "говорящая с призраками", "владыка моего сердца", хорошенько…

  • "Бесы" Таланкиных

    Сейчас опять буду бухтеть. Ну а что... Попались вчера на глаза чьи-то "Бесы" 2006 года, даже не стану уточнять, чьи - такая дичь! Невзирая и на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments