engurevich (engurevich) wrote,
engurevich
engurevich

Category:

Проблема идентификации

У меня корни, как у дуба. Поэтому человек без родины каждый раз вызывает нездоровое любопытство. Вот безногие всегда обращают на себя внимание тех, у кого есть ноги, - так и здесь. Только реакция моя все еще трехлетней: я глазею, оборачиваюсь, тычу пальцем и кричу "смотри, у дяденьки ноги нету!".
Почитав интервью Барышникова русскоязычному рижскому изданию, я не могла не зацепиться и за его "безногость" тоже.
Я, говорит, русский латыш. Ага. Что ж ты, милай, не поставил пьесу о Райнисе? Лачплесиса не станцевал? Латышскую культуру ни полсловечком не помянул, все о Бродском, о Хармсе, о Васильеве. Цветаеву цитируешь, а Аспазию - слабо? Ах нет, вру! помянул латвийскую культуру: в Латвии, говорит, культ кладбищ. Типа похвалил, або не как у русских с их ужасным похоронным обрядом (не нравится ему: открытый гроб и вот это вот все, с надрывом и перехлестом). Ну, тут ты латыш, да. Культурненько, в воскресенье, на кладбище, как в парк. Латвийские кладбища действительно имеют вид регулярного парка и гулять там приятно, тогда как на русских кладбищах даже днем жутко - не думать о покойниках не получится. На латышском - запросто.
Самая большая удача в моей жизни, говорит, это отъезд из России. Чего же не хватало прославленному танцовщику? Того же, чего и всем им - свободы. Да и вообще, Россия никогда не нравилась. Ну так только, уехал из Латвии, которая, слава богу, "никогда не была советской", в Ленинград, чтобы учиться танцевать у лучших, но в целом Россия отвратительна, конечно, Бродский свидетель: видали, какой омерзительный фильм ("Полторы комнаты") сняли про него в России? "Оказывается, на эту родину лучше не возвращаться, даже мертвому".
Свобода имеет одно определение для всех с тучей нюансов для каждого. Какой же свободы может не хватать танцовщику? Разумеется, танцевальной. Барышникова (по его словам) никогда не удовлетворял канон классического балета в чистом виде (а другого балета в советской России не было). К юношеской неудовлетворенности с годами присоединилось и более зрелое понимание, что пятидесятилетний мужик в классическом трико - это смешно. И получалось: дважды два четыре, но меня это не устраивает, - Барышников согласен, что из классического балета надо уходить в сорок лет, но категорически не согласен уходить из балета. И он нашел для себя выход - из России.
Все логично, все понятно. Обрел человек свою свободу, бросил к черту партию Дезире, танцует танец аритмии, закономерно вызывая профессиональный интерес у кардиологов. И везде у него хорошо, дом с видом на океан в Доминикане, жена, дети; в Википедии про него пишут с подобострастием. Почему при этом он не может сделать двух вещей: выйти из парадигмы русской культуры и перестать отрицать Россию?

Барышников воспринимает Россию исключительно через призму балета. Она для него Кировский театр, ну, может быть, еще немного Большой - но и все. А Кировский театр он не может перестать отрицать. Равно как он не может забыть то, чему его учили в Ленинградском хореографическом училище, ведь это равнозначно отречению от своей сути.

Счастье его, что он настолько погружен в свое занятие и не чувствует, не ищет противоречий, и проблемы с самоидентификацией у него нет: он танцовщик, и ему этого достаточно.

Tags: не моего ума дело, полемизмы
Subscribe

  • А чо там с рейтингом?..

    ..."ОД" на Флибусте. За три месяца он поднялся на 800 с лишним пунктов. В прошлый раз я была между Б.Вианом и Сальвадором Дали. Такое…

  • Флибуста. Рейтинги

    Я, конечно, слежу за судьбой своего романа на "Флибусте". Как не следить-то после всего, что было. В разделе "Современные любовные…

  • Из одного девичьего дневничка

    Все-таки парадокс. В жизни влюблялась в кого попало — за один ласковый взгляд, за одну только призрачную надежду. И вот — Иван. Стой,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments