engurevich (engurevich) wrote,
engurevich
engurevich

Categories:

Римские катакомбы

Катакомбы - это подземные кладбища христиан. Для христиан начала новой эры было архиважно сохранить свои трупы в неприкосновенности и желательно в компании единоверцев: воскресение они мыслили абсолютно конкретно: обрастём обратно плотью и восстанем в прежних телах. А собраний никаких в катакомбах не происходило скорее всего. И массово от преследований там не скрывались, поскольку попросту не было места: лестницы узкие, с высокими ступенями, в коридорах едва могут разойтись два человека, а в самых просторных комнатах поместилось бы не более двадцати тесно стоящих взрослых.
Всего в Риме более 70 катакомб, общая протяженность изученных коридоров 900 км, и в них упокоились от полумиллиона до 700 тысяч человек в период с II по V в. н.э. До сих пор не все катакомбы исследованы.

Первые свои кладбища римские христиане устраивали в старых туфовых каменоломнях в одной-трех милях южнее города. Туф прекрасно подошел для этих целей: он не осыпается, и прорытые в нем коридоры не требуют подпорок. Затем каменоломни были оставлены. Среди христиан появились знатные и богатые. Катакомбы стали устраивать на их землях. Так, самые древние - катакомбы Присциллы на Салариевой дороге и Домициллы на Ардеатинской дороге - располагаются на территорриях, некогда принадлежавших соответственно Акилию Глабрию и семейству Флавиев (Присцилла и Домицилла были знатными римлянками, принявшими христианство в I веке; в доме Присциллы бывал апостол Петр).
Сначала вырубали ступени, потом коридоры с нишами и комнатки. Когда коридор достигал пределов земельного участка, углублялись вниз, и таким образом в некоторых катакомбах имеется пять уровней, самый древний - это верхний (от трех до восьми метров от поверхности), а чем ниже, тем новее. Кое-где нижние ярусы проложены аж на двадцатипятиметровой глубине.

Помещения для погребения разнились. Это перед Богом все христиане равны, а друг перед другом никогда не были. Бедноту, рабов, вольноотпущенников всяких хоронили в горизонтальных нишах, проделанных в стенах; они назывались локули:


Людей позначительнее хоронили в каменных ящиках, для которых в стенах устраивали небольшие своды - аркосолии:


Совсем значительных укладывали в саркофаги, а саркофаги устанавливали в кубикулях - маленьких комнатах.

Кстати, катакомбами подземные лабиринты с захоронениями начали называть не раньше конца III века. У Аппиевой дороги, на третьей миле от Рима, там, где понижается местность, император Максенций построил цирк - fecit circum ad catacumbas. "КатА кЮмбэн" - "около понижения". На христианский погост, возникший здесь в III в., перешло название местности, а впоследствии это наименование распространилось на все подобные захоронения.

Самыми знаменитыми называют катакомбы св. Каллиста - там с III века хоронили римских епископов и мучеников. Там, к примеру, была похоронена св. Цецилия (она же Чечилия, она же Кикилия Римская), покровительница духовной музыки.

Наиболее интересными в художественном отношении считаются катакомбы св. Себастьяна. Хотя искусствоведы, говоря об искусстве катакомб, допускают и такие пассажи: "Искусства в катакомбах очень мало, оно не самостоятельно ни по приемам, ни даже по темам. Если считаться с показаниями искусства, христианство первых веков было не началом новой культуры, а концом старой..." (Б.Грифцов "Рим").

Но множество интересных, показательных, значительных историй извлекают исследователи из катакомб на свет божий. Одна из них - о рабе Онесифоре и его супруге, принадлежавшей к сенаторскому сословию. Конечно, по императорским законам, женщина столь высокого статуса вообще не могла стать женой вольноотпущенника или раба - этот брак не признавался действительным. Но епископ Каллист I в начале III века объявил, что христианам - можно! И как свидельствуют погребальные надписи в катакомбах, такие браки действительно существовали, и Онесифор двадцать восемь лет прожил со своей Флавией Сперандой в любви и согласии.


Кальцедонио Рейна, поэт-художник, "Любовь и смерть", 1881, место действия - катакомбы капуцинов в Палермо.
Tags: картинки с выставки, оказывается, читаю про искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Американская история ужасов", 10 сезон

    Н-да, бывали у них провальные сезоны, но так глубоко еще не проваливались. Начинается тем, что писатель-сценарист с семьей едет на зиму творить в…

  • Понравилось

    в (какой-то) рецензии на (какую-то) книжку: "В книге два мира, оба вымышленные".

  • Листая ленту

    ...полюбовалась сперва фотографией Это работа rpstudio, которого я всячески рекомендую - мне посчастливилось найти его в комментариях…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments