engurevich (engurevich) wrote,
engurevich
engurevich

Category:

Как ругали импрессионистов

Я очень люблю импрессионистов. Эта любовь открылась как-то внезапно, лет в двадцать семь. До тех пор было: не люблю, не люблю, не люблю, не знаю, равнодушна; а в какой-то момент (Ван Гог! Ван Гог открыл мне глаза!) - бац! и люблю. И каждый раз теперь, бывая в Питере, сразу иду на третий этаж в Эрмитаже. Сажусь там и впитываю. Не интересуясь никакими искусствоведческими раскладами.
Но тут попалась мне книжка Рейтерсверда (1915-2002), шведского художника, "Импрессионисты перед публикой и критикой". Там подробно расписано, как критика последовательно гнобила "независимых" с 1873 по 1886. И, интересное дело, благодаря ругани критиков я разглядела в работах импрессионистов то, на что раньше не обращала внимания, чего не замечала, но что, оказывается, невозможно было не заметить. Примерно так: фиолетовые деревья у Писсарро? а какие они должны быть? что, не бывает фиолетовых деревьев? как это - не бывает?.. а вообще, да, не бывает...

Камиль Писсарро "Пейзаж с большими деревьями". 1875. Холст, масло. 71Х52 см. Новая Глиптотека Карлсберга, Копенгаген.
"Эти так называемые художники именуют себя "интрансигентами", "импрессионистами". Они хватают холст, краски и кисти, делают несколько случайных мазков и ставят внизу свое имя. Они напоминают мне умалишенных из Виль-Эврар, которые собирают на дороге камни, воображая, что это бриллианты.
Какое жалкое зрелище видеть человеческое достоинство выродившимся в безумство! Попытайтесь-ка убедить Писсарро, что деревья не бывают фиолетовыми, что небо не выглядит, как взбитое масло, что нигде мы не увидим того, что он пишет, что ничей мозг не способен принять подобной путаницы. С одинаковым успехом мы можем потратить время на то, чтобы убедить пациента доктора Бланша, который мнит себя римским папой, что он живет в Батильоне, а не в Ватикане. Попытайтесь серьезно поговорить с Дега, доказать ему, что в искусстве существуют такие понятия, как рисунок, цвет, выполнение, воля; он рассмеется вам в лицо и сочтет вас реакционером. Попробуйте объяснить Ренуару, что женский торс не бесформенный разлагающийся кусок мяса, покрытый множеством зеленых и фиолетовых пятен, не вызывающих сомнений в том, что перед вами гниющий труп!"
(Альберт Вольф, "Фигаро", 3 апреля 1876). - Небо, как взбитое масло! Ведь действительно!


Альфред Сислей "Наводнение в Пор-Марли". 1876. Холст, масло. 50Х61 см.
"Мсье Сислей хотел изобразить наводнение. Если бы мне сказали, что избранный им сюжет представляет собой праздничный стол на тридцать кувертов, я бы согласился и с этим. Эта картина неописуема! Архиненормальна!". (Гастон Васси, "L'Evenement", 2 апреля 1876)


Пьер-Огюст Ренуар "Автопортрет". 1876. Холст, масло. 73 × 57 см. Fogg Art Museum Cambridge, Massachusetts.
"Среди вещей, которые должны особенно приятно затронуть зрителя, я должен прежде всего назвать портреты и изображения обнаженных фигур мсье Ренуара. Его господин с зелеными и небесно-голубыми волосами заворожил меня. Его пятнистая, как ягуар, мужская фигура погрузила меня в мечтательный бред, граничащий с экстазом, который возрос еще больше при виде лилового, розового и лазурно-голубого пейзажа мсье Клода Моне". (Луи Леруа "Le Charivari", 15 апреля 1876)

"Стоит посмотреть на посетителей, входящих в выстовочные залы импрессионистов, где резкий розовый, ядовитый зеленый, синейший синий, пронзительный красный, нестерпимый фиолетовый, все цвета спектра бешено борются друг с другом. Бедным людям хочется зажмуриться, их веки начинают подергиваться. Боже правый, куда они попали?" (Жюль Кларети "L'Independance beige", 2 апреля 1976)

Ренуар "Тропинка в высокой траве". 1876. Холст, масло. 60Х74 см.


Ренуар "Портрет Жанны Самари". 1877. Холст, масло. 56x47см.
"Благодаря счастливому случаю, сведшему меня с этой красивой комедианткой перед ее портретом, мне удалось констатировать преимущества искусства перед натурой. Последняя следует старым, вышежшим из употребления требованиям на округлость тел, определенность форм и реальность цвета; первая, напротив, растаптывает подобное ногами. Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенкина полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В богатое впечатление (impression) блюдо из красок одновременно входят ваниль, красный крыжовник и фисташки: этот портрет можно есть ложкой!" (Луи Леруа "Le Charivari", 11 апреля 1877). - Как это я раньше не обращала внимания на зеленые пятна?!
"...Ренуар накладывает продолговатые четырехугольные мазки один подле другого так, что женская нагота напоминает изнанку вышивки". (Поль Манц "Le Temps", 22 апреля 1877). - В самом деле!


Клод Моне "Индюшки". 1876. Холст, масло. 172 х 175 см. Музей Орсэ, Париж
"Вещи Клода Моне самые смехотворные на выставке. И особенно его "Индюшки". Представьте себе огромное зеленое пятно, усеянное белыми пятнами, снабженные шеями. Это и есть знаменитые индюшки". (Гастон Васси "L'Evenement", 6 апреля 1877)

"То, что господину Писсарро разрешили во второй раз обтереть свои кисти, вымазанные, к сожалению, только зеленой и фиолетовой красками, о бедные холсты № 115 и №250 и, ударив себя в грудь, сказать "И я художник!", представляет в невыгодном свете выставочный комитет". (Отто Шульце о флорентийской выставке в "Beiblatt zur Zeitschrift fur bildende Kunst", февраль 1880)


Ренуар "Спящая девушка с кошкой". 1880. Холст, масло. 120Х94 см. Институт искусств Кларков, Уильямстаун, Массачусетс
"Синий цвет является тем цветом, о который спотыкаются импрессионисты, той скалой, окоторую они разбиваются в кровь. И, да простит мне небо, этот синий - мука для посетителей на улицк Пирамид. Они видят его повсюду. Пусть солнечные лучи иногда и вызывают синие тени, но когда все пейзажи, морские виды, интерьеры домов или кафе, театральные сцены, натюрморты постоянно и без разбора окутываются синей дымкой, - это уже слишком". (Шарль Эфрусси "La Gazette des beaux-arts", 1880). - В "Journal amusant" от 5 июня 1880 на картину Ренуара была помещена карикатура Реца, озаглавленная "Девушка, красящая кошку в бадье с водой, подсиненной индиго". В сети я ее не нашла, а жаль - очень смешно смотрится, особенно рядом с предметом пародии.


К. Моне. "Мост Ватерлоо. Утренний туман". 1901. 65.7 x 100.2 см. Холст, масло. Музей искусства, Филадельфия.
"Изучение этих произведений касается прежде всего физиологии и медицины. Я не хочу называть здесь каких-либо имен (не будем показывать пальцем!(с) - Н.Г.), достаточно сказать, что зрение у большинства испорчено. Для одного все вприроде синее, а реку он превратил в лохань с синькой. Для другого все представляется фиолетовым: земля, небо, вода, человеческая кожа, все в его картинах приобретает лиловый оттенок. Большинство специалистов может подтвердить изменения в восприятии красок, такие опыты проводил доктор Шарко над многими истериками в Сальпетриере и над большим числом лиц, страдающих патологическими изменениями нервной системы. У них ненормальная сетчатка. Это заболевание относится к такого рода случаям, которые обнаружил окулист Галезовский, а Верон описал в своем научно-эстетическом трактате об атрофии множеств зрительных нервов и характерном дальтонизме. Это явно проявляется у импрессионистов, поскольку зеленый цвет почти полностью исчез с их палитр, а синий, который при подобных дефектах зрения очень сильно влияет на сетчаткуи последним исчезает из ряда воспринимаемых цветов, захлестывает и поглощает всё в картинах. Результат этой болезни глаз и нервов не заставил себя ждать. Наиболее чувствительные и подверженные тяжелым приступам люди совершенно помешались. Но как ни достойна сожаления судьба неизлечимых художников с точки зрения искусства, следует заметить, что именно они придали современному течению его направление". (Жорис-Карл Гюисманс)


Альфред Сислей "На берегах Сены". 1885. Холст, масло.
"Его искусство называют "живопись из ружья" и утверждают, что он до отказа набивает ствол карабина тюбиками с красками и разряжает его, нацелившись на холст, после чего подписывает свое произведение. При всей комичности этого преувеличения критики правы: если это и не метод импрессионистов, то он легко мог быть таковым". (Альбер Вольф про Сислея, "Фигаро", 2 марта 1882)


Ренуар "Палаццо дожей. Венеция". 1881. Холст, масло, Институт Стёрлинга и Фрэнсин Кларк, Вильямстаун.
"Я хочу указать на возвращение Пьера-Огюста Ренуара в отчий дом, этого наивного блудного сына, принявшего всерьез все шутливые упреки по поводу его дезертирства. Ему удалось добиться полного прощения путем посылки на это постыдное представление такой ужасающей серии дикой пачкотни, какую не смог бы изобрести самый злобный ненавистник Венеции. Люди, знакомые с "Ложей в опере" и считавшие ее началом разумного развития художника, разочарованы окончательно. Ренуар остановился на полпути и очерты голову снова впал в безумие. И это он называет писать Венецию с натуры!" (Поль Леруа, "L'Art", 1882)


Берта Моризо "Гавань в Ницце". 1881-1882. Холст, масло. 38.1 × 46.36 см.
"Не будем говорить о мадам Берте Моризо, делающей все, чтобы утратить свое прежнее обаяние. Мы помним ее изысканные профили, ее прелестные силуэты, ныне совсем исчезнувшие. "Гавань в Ницце" - что-то непостижимое, безумное и, без сомнения, это именно та картина, которая привела в бешенство одного господина, заставив его в пылу гнева написать на лестничной баллюстраде: "Я протестую!". (Поль де Шарри, "Le Pays", 14 марта 1882)


Берта Моризо "Крестьянская девушка, развешивающая белье". 1881. Холст, масло. 46 x 67 см.
"Вечно одно и тоже - быстрые наброски изысканные по тону, даже очаровательные! Но никакой уверенности, ни одной цельной, законченной работы! Она постоянно подает одни и те же рыхлые, пахнущие ванилью снежные пуддинги". (Жорис-Карл Гюисманс)


Клод Моне "Луг под солнцем, Живерни". 1886. Холст, масло. 92 х 81 см. Частное собрание
"Моне изображает природу так, как ее видит глаз не среднего, обычного зрителя, а человека тупого, грубого, необразованного. Вот луг, освещенный ярким полуденным солнцем. Теней на полотне нет, отдельные планы не выделены; нет здесь и тех определяющих линий на которых обычно размещает предметы все упорядочивающий глаз художника, стремящегося посредством сокращения предметов в перспективе и распределения света и тени расчленить горизонтальную плоскость. Ничего подобного! Полнейшая чепуха! В картине перед вами луг, он кажется вертикальным и однообразным. Лишь кое-где эта плоскость нарушена яркими, кричащими точками и кляксами - они должны изображать цветы, - и вся эта мазня залита интенсивным, лишенным нюансов светом. Так видит наивный, неискушенный глаз! И вообще никакого рисунка. Это вредит искренности впечатления и губит гениальное "пятно" ("таше") этой живописи. Такой "ташизм" неописуем. В сущности, это мазня в самом худшем смысле". (Рихард Гауль, Лейпциг, 1885)

"Почему их впечатления с годами не меняются? Почему они с непонятным упорством настаивают на том, что при созерцании постоянно меняющейся природы следует сохранять это единственное неизменное впечатление? Мало сказать, что картины художников из группы импрессионистов родственны. Все они похожи друг на друга, и когда один и тот же художник через некий промежуток времени в пять или десять лет показывает свою живопись, то странные сочетания красок, неуклюжие мазки, фальшивые, кричащие, дисгармоничные тона остаются все теми же, и кажется, что стоишь перед картинами, которые уже когда-то видел". (Анри Гавард, "Le Siecle", 17 мая 1886).

Остается только восхищаться целеустремленностью и самоуверенностью импрессионистов, которых сначала пять лет не замечали вовсе, а потом еще пятнадцать ругали все, кому не лень. Иди своим путем - и не заблудишься.
/lj-cut>
Tags: Жизнь и Литература, картинки с выставки, это здОрово
Subscribe

  • А чо там с рейтингом?..

    ..."ОД" на Флибусте. За три месяца он поднялся на 800 с лишним пунктов. В прошлый раз я была между Б.Вианом и Сальвадором Дали. Такое…

  • Флибуста. Рейтинги

    Я, конечно, слежу за судьбой своего романа на "Флибусте". Как не следить-то после всего, что было. В разделе "Современные любовные…

  • Из одного девичьего дневничка

    Все-таки парадокс. В жизни влюблялась в кого попало — за один ласковый взгляд, за одну только призрачную надежду. И вот — Иван. Стой,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments