engurevich (engurevich) wrote,
engurevich
engurevich

Category:

Размышление под старой яблоней

...о российском кино.

На прошлой неделе стало, наконец, известно то, что давно было известно: российский зритель не смотрит российские фильмы. Не хочет и не смотрит. Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор главной, насколько я понимаю, киноконторы страны ("Роскино") долго и сочно говорила на публику о рекламе, продвижении, выдвижении, задвижении... о пиаре, тренде, стенде, бренде и тендерах... о бюджете, дебете, кредите... о продажах, топ-менеджерах и сейлз-агентах... о проектах, продюсорах, профессионалах и суперпрофессионалах в российском кино... Но факт остается фактом: зритель это кино игнорирует. Почему? Ведь, казалось бы, суперпрофессионалы вооружились лучшими голливудскими приемами по выколачиванию денег из публики? Получается, как у прежнего Жванецкого сказано: "...как же, точно по формуле СН3СОС2Н5 плюс метилхлотилгидрат на пару — не помогает, а точно такая же швейцарская сволочь эту бациллу берет".

Екатерина Мцитуридзе основную причину тому видит в недостатках маркетинга: "Потому что вам не дали верный крючок, не подобрали к вам ключик, почему вы должны идти именно на этот фильм. Это опять же проблема рекламной кампании". Дальше она прибавляет, что "это вопрос и качества самого фильма", но вот здесь как-то мало верится в ее искренность. Какие, к черту, вопросы качества, когда мы каждый день наблюдаем, как голливудская лабуда срывает банк. Снова реплика Жванецкого: "Опять проверяем СН3СОС2Н5 на пару — не берет, и, что особенно противно, название у них одинаковое".

Вот! Одинаковое. Высунув языки от старательности, наши "суперпрофессионалы" заняты перерисовыванием голливудских картинок. Они во главе с главой "Роскино" уверены, что чем точнее воспроизвести формулу, тем более похожий (миллионы, миллионы долларов!) будет результат. Они повторяют эксперимент снова и снова, но эта проклятая киноСН3СОС2Н5 не работает на российской земле, хоть ты что! Я скажу, почему. Скажу словами другого классика советской эпохи, сказанными, правда, по совсем иному поводу: "Ну зачем нам два понедельника?". Вот ответьте мне, граждане дорогие, зачем нам здесь голливуд, когда Голливуд уже есть там, и отлично со своей задачей справляется? Если вы, конкретно вы, хотите работать в Голливуде, так поезжайте туда, вас там заждались. Не заждались? Какая неприятность! (с)

И поэтому они разводят этот позор здесь, у нас (см. словарь древнерусских слов, где "позор" означает "зрелище", но в смысле "посмешище"). А неудачи списывают на то, что, дескать, неточно формулу воспроизвели. Недобрили там где-то у гоши куценко и каюк, провал в прокате. А вот в следующий раз добреем, и тогда уж!.. Опять же, в бюджетах разница, это важно, это первоочередное. Много вы упырей нарисуете за стотыщрублёв? Ясно же, что за стотыщмильёновдолларов их можно нарисовать гораздо больше! Чем Голливуд и пользуется. Ну и реклама. Двигатель торговли. Буксует на нашем бездорожье и безрыбье. Далеко нашим суперпрофессионалам до европейских маркетинговых высот.

Так им видится проблема. И пока в России кино делают люди, которым проблема видится так, у нас будет не кино, а позор в древнерусском смысле слова. Потому что проблема не в бюджетах, не в маркетинге, а в самой формуле: что немцу хорошо, то русскому смерть.

У искусства должна быть национальная специфика. Без нее произведение мертво и никчемно. Национальной спецификой российского кино был человек. Человеческие образы. Возьмите любое советское кино - оно было про человека, живого, узнаваемого, понятного, загадочного, типического, нетипичного, разного. Посмотрите дурацких "Чародеев", сделанных, по ощущениям, на коленке за три рубля, вы увидите богатую подборку образов, составляющую гармоничный ансамбль. Посмотрите любой новогодний фильм последних двух десятилетий, и вы узрите кучу целлулоидных шариков, прыгающих по экрану. Я на последних новогодних каникулах глянула что-то там про какую-то Золушку - Нонна Гришаева рассказывает некой девочке сказку про юную домработницу, влюбленную сначала в эстрадную звезду по имени Принц, а потом обретшую настоящую любовь с настоящим принцем. Боже, какое ж там всё ненастоящее. Даже ребенок выглядит искусственным.

А по-другому и не получится, если работать по голливудской формуле, посколько голливудская формула не предполагает работу с человеческими образами. Голливудский фильм - конструктор. Комбинируя различные, но одни и те же от случая к случаю части, получаем на выходе штампованное целое, которое, в идеале, должно иметь общий вид отличный от предыдущего, чтобы у зрителя было ощущение новизны.

Я не то чтобы против Голливуда. Пусть будет. В конце концов, картинки тоже нужны. Я против копирования, потому что это бессмысленно - не приживется. Я за национальную специфику и возвращение в наше кино человека. Ведь если вспомнить удачные (в том числе финансово) российские фильмы постсоветсткого периода - "Остров", например, или, там, "О чем говорят мужчины", - то обнаруживается (внезапно), что это именно фильмы про людей и что люди там самые что ни на есть живые, и что обошлись, слава Богу, без всякой формулы.

...А президент - что президент? Он, видимо, помнит: "кино - важнейшее из искусств", а литература - наше всё. И делает, что может. Прошлый год годом литературы объявил; нынешний - годом кино. Но пока вместо литературы и кино и нас будет литературная промышленность и кинопроизводство, дело не наладится. Кстати, в следующий раз в этой рубрике я похороню писательство как профессиональное занятие.
Tags: не моего ума дело
Subscribe

  • Понравилось

    в (какой-то) рецензии на (какую-то) книжку: "В книге два мира, оба вымышленные".

  • Листая ленту

    ...полюбовалась сперва фотографией Это работа rpstudio, которого я всячески рекомендую - мне посчастливилось найти его в комментариях…

  • Осенние утренники

    Осень. Время бессонницы. Проснулась нынче в четыре. Вставать не стала, а лежала и думала - о современной (русской) литературе. Ну а о чем еще-то? Не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments