engurevich (engurevich) wrote,
engurevich
engurevich

Categories:

Два французских фильма

Надоело пересматривать «Любовь и голуби» и «Чисто английские убийства». Муж, внимая, принес подборку 
несмотренного. Фантастика про американского подростка, который читал Шопенгауэра и (не поэтому) получил
внезапно способности супермена, была глупа и скучна, - так всегда бывает, когда голивудцы типа 
задумываются. Детектив про Нобелевскую премию («Последнее завещание Нобеля») не дотягивал и до 
среднего. Агитка про семейный образ жизни как единственно правильный («Бедная богатая девочка») вообще 
ниже всякой критики. Но два неновых французских фильма посмотрелись с удовольствием.

1. Служебный роман по-французски
«Нежность» с Одри Тату в главной роли. Молодой человек Франсуа знакомится с девушкой Натали в обычном городском кафе. Сначала он наблюдает за ней со своего места и гадает почти как Болконский:«Если она закажет абрикосовый сок, я женюсь на ней». Она заказывает абрикосовый сок. И они сколько-то времени живут аки два белых лебедя. Время в фильме — условно. Герои перешагивают через три-пять лет, словно в другую комнату переходят; подчас и не сообразишь, сколько экранных лет только что было купировано.
Отношения Франсуа и Натали не меняются с годами. Натали устраивается на работу в некую международную компанию и делает карьеру. Работа представлена совершенно условно: офис, шкафы, папки, мониторы. Люди говорят о «проектах». Вообще, отличная картина про занятость современного горожанина — сплошная имитация важной деятельности. Но в данном случае это неважно. Штрихами, нежными красками, без фальши и пафоса, рисуется семейное счастье двоих, которым повезло встретиться.
Однажды утром Франсуа уходит на пробежку — и все. Сбила машина. Больница. Потом похороны. Ужасная, некрасивая Одри Тату крупным планом. Не так часто звездные актрисы соглашаются выглядеть в кадре некомильфо; Одри Тату, кажется, понимает истинный смысл своей профессии.
Еще сколько-то лет она машинально работает. Ее директор, импозантный, но женатый мужик, все это время сидит в засаде. Банальный случай (сотрудница рассказывает новичкам, что Натали после смерти мужа не имеет личной жизни вообще и никакой, а Натали эти слова случайно слышит) заставляет ее очнуться. Она соглашается на свидание с красавцем-директором.
Свидание проходит в помпезном месте, где стены обиты красным шелком и за столиками сидят отманикюренные девицы с «папиками». Нет, это не тот формат.
«Тем» форматом оказывается увалень швед, размерами гигант, но пародоксально незаметен: его не знают даже сослуживцы из соседней комнаты. Он как-то попадает в «рабочую группу», которой руководит Натали. И по рабочему вопросу заходит к ней в кабинет. А она сидела вся такая замечтавшаяся, и до того замечталась, что подошла к вошедшему практически незнакомцу и поцеловала его глубоко-глубоко. Уж не знаю, насколько данная ситуация возможна в действительности, можно ли забыться до такой степени, но легко делаю допущение. Пусть.
Наблюдать за развитием отношений Натали и шведа очень приятно. Во-первых, при всех нелепостях, которые они делают, их характеры воспринимаются зрелыми и очень целостными. Во-вторых, эти отношения от А до Я проникнуты самой настоящей нежностью. И после того, как швед (ну не помню я его шведского имени!) навсегда спрятался в сердце Натали, смотришь на экран, где финальные титры, с замечтавшейся улыбкой. Право, не так часто встречаются фильмы про просто хороших людей со здоровыми реакциями и искренним восприятием жизни.

2. Торжество патриархата в отдельно взятом французском семействе
«Как жениться и остаться холостым», актерских имен никаких не знаю. У мужика мама, пять сестер, двенадцать племянниц, а отец давно умер. Все решения, касающиеся любого семейного вопроса, принимаются на заседаниях «большой семерки»: мамы, сестер и самого мужика (Луиса, которого все в семье зовут Пипу; его это бесит, но он, понятно, ничего не может). Он всегда в меньшинстве. Как и четыре его шурина — они до финала полощутся где-то на заднем плане. Однажды во время сцены очередного сбора всей семьи промелькнул кадр, где один из мужей сидит на диване и среди женского гомона сосредоточенно погружен в книгу с названием «Суицид».
На одном из заседаний семерки сестры объявляют, что им надоело присматривать за Пипу и пора бы ему в сорок два года жениться. И давай посылать ему всяких баб, знакомых и из интернета. А Луис не хочет жениться, ему так хорошо. Он сочиняет план: нанимает тетку, которая очарует его родню, а в день свадьбы его бросит, он — в депрессию, и все от него отстанут.
Тетка такая находится — безработная, но небесталанная сестра старинного приятеля Луиса. Девушка Эмануэль реставрирует мебель и хлопочет об усыновлении маленького Сандро из Бразилии. Она договоренность с Луисом даже перевыполняет: сестры и мама ею буквально бредят. Поэтому когда свадьба срывается, с мамой делается удар, а сестры во всем винят Пипу: пусть он теперь как хочет вымаливает прощение Эмы и возвращает ее в семью.
Тогда возникает новый план. Эмануэль должна возбудить к себе ненависть. С этим проблема. Но после многих попыток (сквернословие, сексуальная разнузданность, откровенное пренебрежение отношениями с сестрами) удается, наконец, сделать так, что ни мама, ни сестры знать больше ничего о ней не хотят. Только вот Луис-то влюбился. Жениться против воли «большой семерки»? Невозможно.
Но любовь, конечно, творит чудеса.
В итоге: Луис женат, Сандро усыновлен, а балом теперь правит «большая шестерка» - Луис, его шурины и маленький Сандро.
Очень милая, смешная, ироничная, добрая комедия, с большим количеством замечательных эпизодов, про каждый из которых можно говорить отдельно. Этот фильм допустимо смотреть с разными уровнями подходов. Можно просто смеяться, можно с социологическим, философским, психологическим и проч. интересом. Хорошее кино, хорошее.
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments